Наперекор обстоятельствам

Жизнь и судьба технического директора завода №18 Семена Дайбога

Большинство тех, кто первыми поднимал «целину» на пустыре Монастырщины, остались в безвестности. Имена подавляющей части первостроителей сокрыты под спудом времени. Немногие известны пофамильно. Современникам событий, орудовавшим кирками и лопатами, затем вставшим к станкам, на мемуары времени не оставалось. Ими всецело овладел пафос покорения времени и пространства. Потом над страной пронеслись бури тридцатых и сороковых, когда одни надолго были лишены даже карандашей, а другие взяли в руки оружие… Не оставил воспоминаний и С.Е. Дайбог, хотя пером владел уверенно. Именно этот человек сыграл решающую роль в становлении авиационного производства в Воронеже.

Бессмертный полк завода

Совет ветеранов Воронежского авиационного завода – общественная организация с более чем полувековой историей – давно и прочно завоевала авторитет у заводчан разных поколений. В последние годы Совет возглавляет почетный ветеран Воронежской области Эльза Ильинична Перова. Она прошла большой жизненный путь. В год 75-летия Победы нашего народа над фашистскими захватчиками Эльза Ильинична делится воспоминаниями о военном детстве и послевоенном Воронеже.

Наше "крылатое" кино

Воронежский авиационный завод дважды становился съемочной площадкой. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов ХХ века в цехах предприятия проходили съемки двухсерийного фильма «Особо важное задание» режиссера Евгения Матвеева по сценарию по сценарию Петра Попогребского и Бориса Добродеева – уроженца Воронежа. В основу сценария легла драматическая история передислокации авиационного завода №18 из Воронежа в Куйбышев, где в кратчайшие сроки было продолжена сборка штурмовиков Ил-2, начатая в Воронеже накануне Великой Отечественной войны. Прототипом директора завода Шадурова, сыгранного Владимиром Самойловым, стал директор завода №18 Матвей Борисович Шенкман. В фильме было занято целое созвездие известных советских актеров. Всесоюзная премьера фильма прошла в 1981 году. Лента собрала 43,3 млн зрителей.

Съемки отдельных сцен фильма «Человеческий фактор» режиссера Александра Замятина проходили на ВАСО в ноябре 2013 года. Премьера четырехсерийного фильма состоялась 5 апреля 2014 года на канале «Россия 1».

О съемках вспоминает ветеран предприятия А.А. Митрошин и рассказывает в интервью «Воронежским крыльям» режиссер А.А. Замятин.

Директор Шенкман

Воронежский авиационный ведет отсчет с 15 марта 1932 года, когда приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР ряд заводов страны, в том числе, завод №18 был переведен в самолетостроительный трест. Всего через два года в небо Воронежа поднялся первый серийный самолет – тяжелый бомбардировщик ТБ-3. В годы Великой Отечественной войны предприятие и коллектив прошли суровое испытание на прочность. Лишь на короткое время из-за эвакуации завода из Воронежа в Куйбышев был прерван выпуск штурмовиков Ил-2, которые нужны были стране «как хлеб, как воздух». Ключевой фигурой в те годы стал директор завода № 18 им. Ворошилова Матвей Борисович Шенкман. Он возглавлял предприятие немногим более четырех лет, в один из самых сложных периодов его истории, и сумел сделать столько, сколько иному не сделать и за десятилетие.

Ил-2 в боях за Чехословакию

В работе по восстановлению исторической памяти еще совсем недавно участвовали международные поисковые отряды. В фондах музея боевой и трудовой славы ВАСО хранится весьма примечательный экспонат – альбом, на обложке которого написано: «Вечная память советским летчикам, павшим за нашу свободу. 1945 – 1980.Вышков». Он подарен членами делегации города Брно (побратим Воронежа в советские годы). Альбом представляет собой своеобразную фотолетопись, рассказывающую о работе чехословацких следопытов из города Вышкова по поиску боевых машин советских летчиков и останков экипажей.